Группа организована в декабре 1990 года двоюродными братьями Михаилом Лёзиным (Деревящщиков) и Сергеем Гридиным (Янкель), отсюда и название – "Дя", по первым буквам псевдонимов.
Инициатором создания группы выступил художник Михаил Лёзин. Первоначально группа была задумана как психоделико-шумовой проект, основными направлениями были выбраны: нойз, электроакустика, звуковые эксперименты с подобранными предметами.
В начале 1991 года к группе присоединился актёр Евгений Лесной (ныне - известный телеведущий и продюсер).
В январе 1991 года состоялось первое публичное выступление группы в молодёжном центре ВАЗа на сейшене, организованном Владимиром Иглиным. В течение 1991 года состоялось примерно 10 выступлений "Дя", был записан 30-минутный альбом с применением плёночного ревербератора, однако оригинал записи утерян и копий никаких не сохранилось.
Начиная с 1992-го года Сергей Гридин и Евгений Лесной ппринимали лишь эпизодическое участие в музыкальной и концертной деятельности группы.
Весной 1993 года Михаил Лёзин совместно с сызранским музыкантом Александром Павловым записывает гитарно-шумовой альбом "Дя: Проекты заикания".
С 1995 по 1998 год через "Дя" прошло около 40 музыкантов, было записано более 10-ти альбомов, не считая множества бутлегов и сборников. Много живых выступлений, все в пределах города Тольятти. Участие в фестивалях: "Песни Невинности и Опыта", "Автоград". Стилистику группы в этот период можно отнести к андеграундной lo-fi-pop-музыке. Все альбомы записаны в домашних студиях на бытовую аудиоаппаратуру.
С 1999 года группа становится практически сольным проектом Михаила Лёзина и занимается в основном шумовой музыкой.
В 2000-2003 гг. шумовые альбомы "Дя" выходят на независимых CD-R-лейблах в Дании и в Германии.
В 2003-м году записаны и выпущены совместные альбомы с группами "Школьное Солнце" и "Время Срать" (проект "Глицерины Внутри").
В 2008-2010 группа расширяет свой состав и вновь возвращяется к песенному творчеству, основной вокалисткой группы становится Татьяна Поваляева. В январе 2010 года состоялось выступление "Дя" на арт-фестивале "Ещё один день" памяти Максима Котомцева.
В 2010 году Татьяна Поваляева переезжает в Аргентину и группа вновь возвращается к шумовой и индустриальной музыке.
В 2011 году "Дя" выпускает совместный альбом с ярким предствителем Актюбинского панк-клуба Владимиром Белкановым. Также начинается сотрудничество с известным российским драматургом и поэтом Юрием Клавдиевым, записано три
совместных альбома и в итоге появляется проект "Клад Яда".
В 2011 году «Дя» выступает на фестивалях: «Undina Underground Fest» (Самара), «Белые Ночи в Перми» (Пермь).
Другие варианты названия: "Ансамбль Дя", "Дя ГИЕРОГЛИФ имени Эжена Лесного", "Диван Янкеля", "Дубовые Яйца".
Параллельные проекты участников Дя и участие в коллективах: УЧИТЕЛЬ БОТАНИКИ, РЕВОЛЬВЕР, ТАИНСТВЕННЫЙ СНЕГОВИК, С БОЖЬЕЙ ПОМОЩЬЮ, ВРЕМЯ, ВПЕРЁД!, РОДЫ, ФРАХТ БАДЬИ, РВОТА, АКВАРРИУМ СВЕЛЛО, ПЕПЕЛ СЕКСА, ПОХОТЬ, YOKO ABSORBING, КЛАД ЯДА, TEKENINGEN.
Инструменты и обработки, в разное время используемые "Дя" для записи и выступлений: Акустические и электрогитары, бас, ритм-бокс «Лель», электронные барабаны «Марш», перкуссии (маракас, бубен, пустые бутылки, медные тарелки), различные ксилофоны и металлофоны, синтезаторы «Ритм-2», «Юность», «Мануал», «Касио», «Ямаха», самодельные эффекты типа «дисторшн», ревербераторы ЭЛ-М и «Рубикон», гусли, флейты, домра, губная гармонь, виолончель, варган и многое другое.
Основана в конце 1990 года подростком Михдером (16 лет, гитара, вокал),
а также Янкелем (13 лет, бонги, вокал), однако первый пик творческой активности
этого ансамбля пришелся на начало 1991 года, когда Дягиероглиф, как в то
время звучало полное название этого коллектива, расширив свой состав, выступал
в "Рыбьем глазу" и делал первые шаги в звукозаписи. В состав группы входили
повара, трубачи, есаулы, подъесаулы и несколько популярных урядников запаса.
Принимая во внимание это, а также то, что помимо них в группу входил Эжен
Лесной (танцы и пение), а с ним и незабвенный Генчик (танцы), мы будем должны
признать, что уже в то время ансамбль "Дя" претендовал на статус самого
идиотского коллектива города, а возможно, и вселенной... В разных других
рок-энциклопедиях нередко приходится натыкаться на формулировки типа "...
с этого момента группа прекратила свою деятельность, хотя формально о распаде
заявлено не было...", так вот, с группой "Дя" все произошло наоборот: смачно,
со скандалом развалившись весной 1991 года, она, вопреки установившейся
традиции, деятельности своей не прервала, но, отказавшись от концертной
деятельности, предалась минималистическим экспериментам, продолжая развивать
свою бардо-футуро-панковскую концепцию. В начале 1995 года Михдер Деревящщиков,
прорвавшись на SS-студию группы "Время, Вперед!", записывает там свои песни,
затем участвует в проекте "Коматозные Железнодорожники", затем, познакомившись
с начинающими музыкантами будующей студии Турбина Хитов, включает их в состав
своего ансамбля, превратив Турбину Хитов в свою основную базу. Этими начинающими
музыкантами, поступившими в коллектив "Дя" в мае 1995 года, были: Искандер
Вавилов (вокал и дудочка), Дмитрий Ермолаев (бас-гитара, соло-гитара и вокал),
Наташа Кузнецова (вокал и ксилофон), а с ними незабвенный директор Турбины
Хитов - старый павиан А.Князев (шумовые, вокал, потом клавишные). С этого
времени "Дя" еще тверже встала на позиции здорового идиотизма, а также -
нездорового идиотизма. Что касается всего остального, то, помимо уже указывавшися
трех китов, на которые опиралась группа с момента своего основания, а именно
- советские барды, русские футуристы и неправильно понятый панк-рок, путь
ансамбля с этого момента освещается идеей Коматозины, которая заключается
в том, что случайные элементы в процессе музицирования, как то - шумы, фоны,
фальшивое пение, клавишник играет не те аккорды, гитарист глуп и т.д., считаются
не только допустимыми, но и являются как бы частью первоначального замысла,
концептуально обоснованым предметом особой гордости, пафоса.
Андрей Князев (май - июль 1997, декабрь 1997)
Лесной о группе "Дя".
Наверное, то, что я сейчас
попытаюсь рассказать, выковыривая из собственной памяти клочки каких-то воспоминаний,
и не имеет большого значения для мифической, культовой группы под странным и
очень коротким названием "Дя". Но всё же внести свой вклад и рассказать свою
версию жизни этой группы очень хочется. Хотя бы потому, что на моё мироощущение
повлияло общение с таким интересным человеком как МИХДЕР.
Итак, это был, по-моему, 1990 год, скорее всего осень и даже поздняя. На тот
период уже существовала группа "Гребля на байдарках и каноэ". Где главным зажигателем
и супер эпатажной фигурой был Дюша Глебович. А мне, как человеку, стремящемуся
к славе, очень хотелось выходить на сцену и под одобрительные возгласы рок-тусни
выть и "кривляться", в общем, очень хотелось славы. И всё, что было связано
с тольяттинской рок-тусовкой, было для меня просто очень интересно.
С Михдером мы познакомились у Дюши. В первую очередь меня поразил рост этого
верзилы. А ещё он был вегетарианец, не пил и не курил. Поскольку мы с ним были
одного возраста, то, наверное, и интересы во многом совпали. (Смутно выскакивают
из памяти какие-то факты). На момент нашего с Мишей знакомства группа "Дя" уже
существовала. Это были Михаил и Янкель (Серёга Гридин - его брат). В общем,
я уж не знаю, как и почему, но я вдруг осуществил свою мечту и стал участником
настоящей рок-группы. Сегодня очень смешно вспоминать те тексты, которые звучали
в виде песен из моих уст (потому как я вроде был как вокалист). Например, -
Нехорошие
девушки носят причёски
А хорошие
девушки носят платки...
Главным всё же для меня были не музыка и даже не тексты, а эпатаж.
Помню первое выступление группы (которая на тот момент в силу моих амбиций называлась
"Дя гиероглиф имени Эжена Лесного"). Это был молодёжный центр "Рыбий глаз".
Где Иглин собирал раз в месяц таких же "идиотов" как мы. Поиграть хотелось всем,
время было ограничено. И вот я в белых кальсонах, белом балахоне, Миша нацепил
на себя какую-то хрень от детской коляски. Надо отметить, что Михдер на тот
момент ходил в синем коротком плаще, с сумкой от противогаза наперевес, длинные
немытые волосы. Зрелище не для слабонервных. Хотя я-то, честно говоря, был не
лучше. В нашей группе ещё играл настоящий трубач, дядя Паша, если я не ошибаюсь,
он после каждой исполненной нами композиции читал какие-то совершенно стрёмные
речёвки.
Запись альбома.
Запись альбома происходила в школе номер 55 (где я учился). В качестве музыкальных
инструментов использовались: семиструнная гитара МИХДЕРА, школьная «ионика»
и ревербератор. Звучок получился как у ранних "Дорз". К сожалению, а может быть
и к счастью альбом был мною лично уничтожен. Уж не знаю, что меня подтолкнуло
на сей шаг, но...
И ещё я очень хорошо помню, как мы с МИХДЕРОМ ездили в Питер. И как он, купив
антологию русского верлибра, обнаружил там свои произведения...
В общем-то, и всё. В историю группы "Дя" того периода входили такие акции как
возложения пучка травы к голове Карла Маркса на улице Карла Маркса, выступление
на тольяттинском арбате...
Напоследок хочется выразить огромную благодарность всем тем, с кем меня столкнула
судьба в тот период. Спасибо
вам и удачи!
20.01.2003 Эжен (Евгений) Лесной