Официальный сайт творческого объединения "ВНЕДРЫ"

Константин Водяницкий

Выставки


* * *
Выставка «HE/SHE», открывшаяся в галерее «Black&White» представляет собой совместный проект фотографов Константина Водяницкого и Виктора Морозова. Идея проекта состоит в одновременной презентации авторами собственного взгляда на Тело Человека.
При этом ограниченное количество работ в экспозиции предполагает максимально высокие требования к лаконичности художественного послания.
Представленные автопортреты Константина Водяницкого продолжают его исследования способности тела - в данном случае тела автора - порождать образы нового, внесоциального пространства.
Работы Виктора Морозова подтверждают бесконечные возможности Женского Тела выступать источником актуального высказывания художника языком черно-белой фотографии.
Художественная цель проекта заключается не в визуальной конфронтации мужского и женского начала, а в регистрации резонансов, возникающих в сознании зрителя при смешанной инсталляции определенной последовательности фотоизображений. Выставка будет проходить с 17 декабря 2003 по 17 января 2004 г.
Презентация будет сопровождаться музыкальным аккомпанементом от Кирилла Бикарта, который отыграет свой сэт из лучших образцов музыки стиля электроклэш. Музыка является частью презентации, вплетаясь в интерьер и создавая необходимую атмосферу, гармонично дополняя происходящее. Музыка будет не просто сопровождать действие, - будет исполнен своего рода музыкальный перформанс, созданный Кириллом Бикартом специально для презентации.

12.12.2003




Uralphabet. Происхожение письменности.
Фотографии Константина Водяницкого
Видеоарт Натальи Лях


23 ноября в Выставочном зале НоМИ Константин Водяницкий впервые представлял серию фотографий "Uralphabet. Происхожение письменности". "Персонажи" фотоснимков - молодые ростки чеснока, снятые с максимально близкого расстояния и предстающие как портретные индивидуальности. Идентичные друг другу биологически, ростки бесконечно различны. Объединяет их лишь формальная законченность в рамках фотокадра, заставляющая читать их как условные знаки письма. Они напоминают алфавит, только что произведенный природой на свет. Эта древнейшая азбука, с незапамятных времен ежегодно рождающаяся и умирающая, доступная взору лишь очень короткий промежуток весенних дней. Ее аналогии можно найти в древних системах письменности - китайской, тибетской, японской, греческой, армянской, грузинской… Более слабые отголоски остались в современных алфавитах. В 1928 году фотограф Карл Блоссфельд выпустил книгу "Urformen der Kunst", проиллюстрировав ее 120 фотографиями экзотических растений. На белом нейтральном фоне благородные извивы поразительно напоминают то протоформы мавританского декора, то готические вимперги и краббы. Уже давно ставшие редкостью, фотографии Блоссфельда биологически точны и холодны. Они служат пособиями по истории классического искусства и должны быть сопоставлены собственно с великими произведениями. Фотографии Константина Водяницкого самоценны сами по себе. Пленившись вариативностью форм живого, он не переносит растения на стерильный стол биолога, но фотографирует их как они есть, нисколько не тревожа их роста. Снимки близки и теплы. Витальная сила природных протоформ позволяет им не потеряться в любом интерьере. Важнейшая составляющая конечного образа - игра света и цвета, достигаемая еще при съемке. Именно природные, а не "поставленные" свечение и тень создают странную расплывчатость на границах форм и фона, сближающую эти снимки с работами пионеров фотографии. Подобно первопроходцам фотографии, таким, как Уильям Фокс Тэлбот, еще в середине XIX века снимавшим удивительные картины живой природы, Константин Водяницкий сознательно использует целый кадр, не выделяя удачных фрагментов, не используя ни купюр, ни коллажей, ни ретуши. Все экспериментаторство сведено к работе над тональностью фотобумаги, покрываемой специальным составом из травяного сбора. Техника этих уникальных фотоопытов, производимых сегодня, стоит в одном ряду с творчеством знаменитых фотографов конца XIX века, все работы которых сегодня наперечет. Каждая фотография создается индивидуально и в законченном виде существует в единственном экземпляре. Видеоарт Натальи Лях, впервые демонстрирующийся в Петербурге (художница живет и работает в Париже), также проникнут темой природных и растительных форм, но на этой выставке служит художественной антитезой медитативным, «восточным» изображениям Водяницкого. Это некий ответ технократической Европы, говорящей о том же, но иначе, - языком высоких технологий, доверяющим более не рукотворности, но цифре дигитальной съемки.

Д.О.



«Вещи, погруженные в воздух»

На что похожи предметы после того, как их сфотографировали - великая тайна фотографии и ещё одна попытка её разгадки на выставке Константина Водяницкого «Вещи, погруженные в воздух». Вглядываясь в фотографии, все кажется предельно понятным: обычные и узнаваемые предметы на темном фоне. Но как бы не было все очевидно, всегда найдется ум, готовый воспротивиться подобной рациональности. Ум, воспринимающий искусство как нечто необыкновенное, сверхъестественное и иррациональное. Новая реальность, где как в зазеркалье – все наоборот: воздух не эфемерное и прозрачное, а плотное, визуально ощутимое вещество, на котором словно выгравированы некие странные предметы, еще вчера бывшие просто засохшей розой, чайником или бутылкой коньяка. В этом потерявшем время пространстве предметы навсегда утратили свое практическое назначение, обнажив перед зрителем свой новый смысл, свою идею, своё особое иррациональное назначение, обретенные благодаря мастерству фотографа.

Выставка «Вещи, погруженные в воздух» – пятая в рамках художественного исследовательского проекта Государственного центра фотографии «Фотоминиатюра». Если в предыдущих экспозициях – «Миниатюрный портрет XIX века», «Помни вечно - дарю сердечно!», «Письма без слов» Н.Кузнецовой и «Миниатюрный портрет начала XX века» понятие миниатюра понималось авторами и кураторами в основном как произведение небольшого размера, то в настоящей выставке фотограф предлагает совершенно иную и даже провокационную концепцию. По выражению автора «…эти изображения стремятся не к малому формату (миниатюра) – скорее к малому количеству (минимализм)». Однако минимализм К.Водяницкого – не гимн пустоте или свободе пространства. Это скорее символ одиночества, которое свойственно всему в природе, в том числе и предметам. Именно одиночество кажется фотографу идеальным способом для раскрытия исконной сущности предметов. С 27 августа по 9 сентября Государственный Центр Фотографии (Невский пр., 60), в рамках проекта "Фотоминиатюра", представляет выставку Константина Водяницкого "Вещи, погруженные в воздух"

23:55:15, 05 сентября 2004
www.peterout.ru



Перекрестки
выставка фотографий Константина Водяницкого и Дмитрия Конрадта

16 марта - 13 апреля 2005г.
фотогалерея-кафе "Раскольников"


Петербургу традиционно приписывают монохром в фотографии. Но возможности идут вперед и фотографы начинают метаться: молодые изучают старинные приемы и снимают на черно-белую пленку, чтобы дальше экспериментировать с техниками печати, старшее поколение осваивает цифру и цвет, хотя должно быть все наоборот. Эти линии творчества иногда меняются местами, спорят или идут параллельно и последние полгода неизменно встречаются в проекте «Перекресток».
Дмитрий Конрад первый из числа смелых фотографов, еще до эпохи доступности минилабов ставших вносить цвет в образ серого города. Сам он объясняет начало работы с цветом, тем, что цветную пленку в 80-е сложнее было достать и сложнее обработать, а значит, появилось огромное поле для экспериментов наравне с ответственностью за каждый кадр. Так постепенно приучая зрителей к цвету и открывая для себя его возможности, Конрадт закрепил за собой образ «цветного» фотографа. Хотя начинал он, как и многие, с черно-белых кадров, в самый разгар Ленингардского рок-клуба снял почти всех его деятелей, оформлял магнитоальбомы и плакаты и даже одна из самых известных черно-белых фотографий Виктора Цоя принадлежит «его объективу».
В проекте «Перекрестки» Дмитрий Конрадт продолжает наблюдать за взаимовлияниями цвета и света в городской среде. Только в отличие от привычных нам звенящих насыщенным цветом работ, в этой выставке цветные фотографии как будто кто-то забрызгал белой краской, цвет в них «рассредоточен», как говорит сам автор, цвет еще не проснулся, он затих, но не исчез. Цвет рассеялся, поэтому и сама все продолжающаяся серия, некоторые работы к которой были сняты буквально за пару дней до выставки, названа «Рассеянный цвет». Серия свежа, как по дате воплощения, так и по ощущению, которое остается от морозных с падающим снегом пейзажей или веток, покрытых утренним инеем.
В зале с работами Константина Водяницкого озираешься от неожиданности – на стенах развешаны восемь, на первый взгляд одинаковых фотографий черепа какого-то животного. Прочитав название – «Девять жизней кошки» - понимаешь в чем суть. Восемь кошек по стенам, девятая жива, «где-то бегает», как прокомментировал автор. Предыстория работ сама по себе интересна. Фотограф работал в школе и в кабинетах биологии, физики и химии ему попадались разные неожиданные мелочи, которые сразу хотелось снимать. Среди натюрмортных предметов оказался ряд муляжей животных из кабинета биологии, которые немедленно были сфотографированы. Дальше начались эксперименты с печатью, тонированием, бумагой и прочими приемами (вот и продолжение монохромных традиций). В итоге, перед фотографом оказались совершенно разные по настроению и обработке варианты одного изображения – в каждом из них кошка прожила разную жизнь.
Опять мы ожидали от Константина Водяницкого привычных автопортретов (привыкли и к ню), а получили автопортрет в виде кошки, «ведь что бы ни снимал фотограф, он все равно снимает себя», - резюмировал автор. Впечатляет не просто внешнее сходство, как бы абсурдно это не звучало, впечатляет во все времена отмечаемое свойство магического, пушистого существа превращаться в человека. В этом собранном, нежели изначально продуманном, проекте кошка насильно воссоздала себя через фотографа. Насилие выразилось в наспех отпечатанных листах – ведь это всего лишь пробы, контрольные печати, эксперименты, где-то с явными промашками. Кошка торопилась, ей очень хотелось прожить свои девять воплощений.

© «Фото новости» 2005


+ интервью "Водяницкая фотоправда"


фотографии
цифровые фотографии